Бензин горит? А мы его керосинчиком зальём
Воронежская телерадиокомпания "Губерния" предложила своим зрителям фильм-репортаж "Грань".
http://tv-gubernia.ru/programmy/efirnye_programmy/special_nyj_reportazh/special_nyj_reportazh_gran/
В аннотации к этому репортажу сказано следующее:
Специальный репортаж о совместной операции двух ведомств: ФСБ и ФСИН предотвратили серию терактов в Воронежской области. В фильме на примере попавшего под влияние радикалов антигероя, получившего 16 лет тюремного срока, повествуется о том, как работают вербовщики. Представители традиционных конфессий объясняют зрителю, чем отличаются экстремистские учения от догматических, как работают секты, а также поясняют, как простому человеку не купиться на их провокации и не попасть под влияние деструктивных групп.
Дата выпуска: 18.06.2021
Т.е. речь-то в этом фильме идёт о жутких в своей обыденности вещах. Некие зеки (самые обычные зеки), отбывая заключение (в самой обычной колонии), объединились, организовались и решили убить как можно больше моих земляков ради каких-то там высших духовных целей. Видимо, посмотрев "Грань", и я, и все мои земляки должны были бы вооружиться каким-то знанием о том, как бороться с этим отвратительным злом, ну или, по крайней мере, как самим не стать орудиями зла. Смотрим.
В начале фильма автор перечисляет российские и зарубежные города, ставшие жертвами террористических актов за последние 25 лет. А потом вдруг утверждает, что террористы "нередко" становились в руках их хозяев "инструментами для развязывания революций и войн".
И вот тут уже к авторам фильма закрадывается некоторое недоверие.
Ну да, террористический акт вполне может стать формальным поводом для объявления войны. Причём акт террора против собственных гражданских лиц или военных зачастую организует (или "обозначает на местности") страна-агрессор. Но где вы видели революцию, которую начинают террористы? Революция - движение народных масс, решающих назревшие исторические задачи силовым путём. Террор уж скорее способен отсрочить революцию, превращая реальную политическую жизнь страны в непрерывное ток-шоу, в ходе которого массовики-террористы-затейники "развлекают" благодарное население всё новыми и новыми фейерверками (этим и занимались эсеры) или уничтожая вероятных лидеров революции (этим занимались черносотенцы).
Далее нам для чего-то сообщают, что отца Александра Македонского убил его телохранитель (какова широта охвата для ролика на 27 минут!).
Потом упоминают народовольцев и эсеров, от которых сразу переходят к террористической практике ... гитлеровской Германии. Не упомянув при этом ни богатое террористическое прошлое европейского анархизма, ни шпионско-террористические "достижения" белой эмиграции. Не упомянуты, естественно, и антикоммунистический террор в Западной Европе, и деятельность пособников нацистов, перешедших под американское крыло в Европе Восточной после Второй мировой войны.
Потом рассказчик резко переходит к запрещённому ИГИЛ и прочим ближневосточным террористическим сетям, сообщая зрителю, что теперь "это" есть и у нас и рассказывая об успехах российских войск в Сирии.
Об экономических, политических, культурных, религиозных причинах, по которым террористические организации в России пополняются свежими кадрами, в фильме ничего определённого не говорится. Зрителю, уже узнавшему о том, как погиб Филипп Македонский, это и не нужно.
Затем следует выдержка из выступления Н.П. Патрушева, где перечисляются города, в которых отечественными спецслужбами были предотвращены террористические акты. В числе этих городов и Воронеж.
Потом следуют кадры задержания Магомеда Хайбулаева, готовившего террористический акт в Воронеже.
Хайбулаев в колонии в Перелёшино создал ячейку ИГИЛ, завербовав пятерых человек. Они и готовили массовые убийства в Воронеже.
Ячейку раскрыли, члены её были осуждены и получили серьёзные новые сроки. Один из них - Максим Степанов, раскаялся и выступил на суде с публичным осуждением своей деятельности.
Далее фильм состоит из монологов Степанова и "правильных" духовных лиц (православие и ислам). Кроме того, демонстрируются наставительная беседа муфтия с мусульманами и православное богослужение в колонии.
Ну а "схема впадения в терроризм" рисуется следующим образом:
1) есть правильный ислам, который "религия мира", и есть ислам неправильный, искажённый, который "религия войны";
2) экстремисты злонамеренно искажают сущность ислама;
3) экстремисты проводят умелую индивидуальную работу с вербуемыми;
3) доверчивые зеки подпадают под влияние экстремистов, не замечая очевидных логических ошибок.
И всё!
Т.е., с одной стороны, "практикующих" террористов надо выявлять, судить или уничтожать (если они не сдаются), а, с другой стороны, для того, чтобы приток новобранцев в террористические ряды сократился, надобно всемерно культивировать правильные "догматические" религии.
Нет ли тут некоей трагической ошибки? Можно ли бороться с реакционным экстремизмом методом насаждения консервативной религиозной идеологии?
Можно ли вообще говорить о том, что религия, "духовность" есть некое абсолютное благо, способное улучшать человеческое общество в любых обстоятельствах? Не вернее ли предположить, что религиозные инструменты этически нейтральны и могут использоваться для реализации самых разных политических целей?
Ну вот, бор-машина - важнейший медицинский инструмент, облегчающий страдания и продлевающий здоровую жизнь миллионам людей, но американские оккупанты-садисты сверлили бор-машинами черепа вьетнамских патриотов в ходе допросов.
Так и с верой. В годы Великой Отечественной войны многие православные священники поплатились жизнью за то, что в оккупации помогали партизанам и подпольщикам, но другие православные священники, оставаясь в пределах православия, усердно и успешно окормляли власовцев, православнэх эсэсовцев и прочую прогитлеровскую мразь, вдохновляя всю это мразь духовно на борьбу с собственной родиной..
Порадовали просвещённое человечество и румынские православные. В конце июня 1941 года румынский патриарх Никодим обратился к соотечественникам: "«Румыны и румынки! Наша страна начинает войну с безбожниками. Вождь государства с полным правом назвал это священной войной. Мы преследуем не только национальную цель — расширить границы нашей страны — но и интернациональную: уничтожить апокалипсического дракона большевизма, который превратил Святую Русь в отвратительное место всяческих преступлений, базу тех, кто объявил войну самому Богу и кто хочет отравить все человечество ужаснейшей духовной заразой... Ваша борьба ведет не только к освобождению Ваших братьев, но также к освобождению миллионов русских, которые десятилетия страдают от большевистского ига»." https://bogoslov.ru/article/637896
Этот славный духовный лидер собирался спасать нас от бездуховности в кооперации с Адольфом Гитлером. Куда уж дальше!
Да и сейчас одни православные священники окормляют религиозных добровольцев Донбасса, а другие православные священники (и не обязательно раскольники) с не меньшим рвением окормляют украинских карателей.
Вот ведь что важно! Духовность - не питательный бульон, а чашка, в которую могут быть налиты и полезные жидкости, и жидкости вредные.
А приобщение граждан к духовности вообще разрыхляет их сознание, приучает их верить в чудеса, в разрушение нормальных логических связей, в некие загробности, населённые некими иерархически организованными разумностями. Вот из такого-то полунаркотического состояния перескочить в ряды "строителей Халифата" уже как-то и проще.
А "перескоки" от духовности к духовности в наше время идут в направлении "от сложного к простому". Деиндустриализация, десциентизация, деградация образования, коммерциализация культуры делают общество проще, примитивнее, грубее. В таком обществе сложные и по-своему красивые формы больших государственных религий не имеют особых шансов на выживание.
Тратить государственные средства на "духовное возрождение" теперь - это всё равно, что поливать компостный короб раствором мочевины, ускоряя разложение его содержимого. Миллионы вовлечённых в "духовную жизнь" граждан неизбежно станут искать "чего-нибудь попроще", а многие тысячи из них придут к ваххабитам.
Убеждён, что и в рамках буржуазного "общецивилизационного выбора" можно бороться с терроризмом и прочими формами мракобесия намного эффективнее. Но для этого надо прекратить, наконец, "кокетничать с боженькой". А то ведь можно и доиграться.