Новый год у древних адыгов
2 НОЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. У древних адыгов был свой Новый год. Праздновался он 21 марта, в День весеннего равноденствия. Этот праздник символизировал прощание с зимой и приветствие весне, несущей тепло и оживление природы.
Адыги воспринимали приход весны как начало новой жизни, ведь тогда народ жил земледелием и скотоводством и полностью зависел от природы и погоды. Поэтому сам праздник был самым главным в году. Его встречали за богато накрытыми столами, весело и красочно. Святое дерево, вокруг которого весь народ собирался в день праздника, тоже украшали — разноцветными лоскутками, игрушками и растянутой сырой шкурой разделанного домашнего животного.
Как праздновали
В этот день в доме обязательно ставились 7 круглых трёхножных столика Анэ, именно 7 , так как у адыгов число семь считается священным, на каждом были круглая головка копчёного адыгского сыра, круглые лепёшки, копчёное мясо, напиток из молока и приготовленный по особому рецепту на отрубях напиток бахсымэ. Вокруг столиков зажигались 7 свечей. Главный старший дома садился за главный стол и разрешал садиться другим. После произнесения молитвы богу Тха, разрешалось кушать. Именно в этот день подавали священное блюдо Ашрай из семи злаков, сваренное на молоке с добавлением луковой поджарки. Его должны были отведать все!
В этот день соседи, родственники, односельчане ходили друг к другу и поздравляли с Новым годом. Интересно отметить, что подарки готовились заранее и подбирались с любовью. Дарить было принято именно то, в чем нуждалась семья больше всего.
Ритуал преподнесения подарка проводился в шутливой форме. Дарящий настоятельно просил одолжить ему то, чего, наверняка, не было в семье и, услышав, что нет того, что он просит, с радостью, с добрыми благопожеланиями вручал свой подарок главе семьи.
Новогодние купания
В далекие времена адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли или небесных богов.
Рано утром, сразу после Нового года мать будила детей и всем семейством шли к речке. Искупаться в чистой речной воде спозаранку считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. Малышей также несли к реке взрослые, им мыли лицо и ручки.
Взрослые тоже не отказывали себе в радости окунуться в обжигающую свежесть утренней речной воды. И хотя вода в конце марта утром была ледяной - никто не болел. Воду, в которой люди купались в новогоднее утро, считали священной и называли ее «Зэнзэныпс». Монографии АсфараКуека говорится, что обрубок из боярышника с семью сучьями олицетворял бога наездников, домашнего очага и изобилия Шыузэреща. Кроме того, боярышник считается лечебным. Отвар из высушенных цветков и плодов боярышника использовали в качестве лекарства для сердца и от давления. Причерноморские шапсуги и сегодня используют кору тонких веток боярышника как заварку для чая. Боярышник высаживали в усадьбах, из него делали занозы для ярма, пастушьи посохи, его подвешивали к люльке. При этом растение нельзя было переносить через реку, так как в таком случае, по поверьям адыгов, боярышник терял свою охранительную силу.
Как гадали
У адыгов была магическая игра-предсказание и называлась она — «дэшхо къегъэчъэх» (скатывание ореха). С досок или подушки, покрытых «упкIэ» (войлок), скатывали орех и, если он задевал орех, лежащий на полу, тот, кто скатил, забирал себе. Предполагалось, — что тот, кто выигрывал больше всех орехов, в Новом году будет счастливым и удачным.
Материал подготовила в рамках Школы межэтнической журналистики Зухра Болатчиева.