Село Красный Яр – сердце русской культуры Башкирии
История села Красный Яр стала нам известна во многом благодаря исследованиям уфимского историка Михаила Роднова «Краткая история села Красный Яр» (1999 г.). Как сообщает нам историк, после образования в 1574 г. Уфимской крепости, в Башкирии возникают первые населённые пункты села Бирск и Богородское — современный район ИНОРС Уфы, а также небольшие помещичьи деревушки. В это время возникает и Красный Яр.
Почти наверняка, первоначальное население Красного Яра неоднократно менялось. Левобережные деревни в первую очередь подвергались нападению приходивших с юга кочевников. Так, рядом, на Сосновом озере в 1640-х гг. была разорена калмыками небольшая деревушка помещика Уракова. И анализ приведённого выше документа показывает, что когда в 1635 г. девять крестьян пришли на берег Белой, прежних жителей 1618-го года там уже не было. Обращает внимание, что в документе не говорится о прибытии первых поселенцев в 1618 г., они там жили и до этого, а также имели церковь — значит, число их было достаточно велико. Что стало с ними — неведомо.
Среди дремучих лесов пригодных для поселения участков (полян, ранее расчищенных земель) тогда имелось немного, а вырубить столетние дубы и осокори было делом чрезвычайно тяжким. Поэтому уже освоенные, но заброшенные владения привлекали внимание крестьян в первую очередь. Скорее всего, эта небольшая группа поселенцев 1635 г. успешно освоилась на новом месте. В феврале 1647 г., прибывшие из Казани для проведения переписи населения, Леонтий Высоцкий и подьячий Кузьма Львов в Уфимском уезде «сверх приправочных книг, сыскали новых починков и деревень» следующие населённые пункты:
«Деревня Бирь вниз реки Белой на Шамшадинском озере Государева Дворцовая» — 27 дворов крестьян, 121 душа мужского пола.
«Вверх по Белой реке Государева дворцовая деревня Добрынина, а на другой стороне Белой реки 5 дворов пустых, а по их сказке те дворы их же убегают от калмыков» — 1 двор, 4 души мл.
«Вверх Белой реки дер. Красноярская усадьба» — $ дворов, 26 душ мл.
Данные переписи 1647 г. сохранились в виде скопированных выписок, сделанных для уфимского городского головы Д С. Волкова в XIX в. В другом месте число жителей немного больше — «новопочинок на Красном Яру на р.Белой вниз. Крестьянских дворов 11, людей 31». Как видим, в 1647 г. число хозяйств (семей) почти такое же, как и в 1635 г.
Вот поимённый список всех жителей Красного Яра в 1647 г.
1) «Ивашка Микитин, у нево дети Афонка, Петруша, v Афонки дети Ивашка 6 л(ет), Федка 3 л., Гришка году, у Петрункн сын Андрюшка 2 л.»2) «Сергунка Гаврилов, у него брат Ивашка 20 л.»3) «Ивашка Кузмин сын Костылев, у него сын Давыдко 20 д.»4) «Осипко Кузмин сын Костылев, у него сын Игнашко 2 д.»5) «Исачко Прокофьев, у него сын Ивашка года».6) «Якунка Симонов сын Кротов».7) «Омелка Прокофьев сын Костылев, у него дети Федка 20 л. и Панка 15 л.».8) «вдова Парянка Евсеевская, жена Янова, у ней дети Васка 25 л., Кирюшка 13 л., Мишка 5 л.».9) «Захарко Якимов».10) «Кондрашко Патрикеев сын Берсенев, у него сын Савка 10д,».11) «Алкудинко Кузмин сын Костелев, у него сын Стенка полугода».12) «Ерофейко Иванов сын Ескин, у него дети Стенка 15 л., Абрамка 9 л., Мишка 4 л.»8
По этому списку дворов в Красном Яру уже двенадцать. Фамилии у тех красноярцев отличаются от фамилий современных жителей. Являлись ли эта крестьяне 1647-го года предками нынешнего населения села — неизвестно.
К середине XVIII в. Красный Яр представлял собой уже значительное село, постоянно упоминавшееся в различных документах того времени. В июле 1765 г. «в селе Красном Яру на реке Белой по течению с левой стороны» насчитывалось 179 душ мужского пола.
В Красноярском сельсовете нас встречает молодой председатель сельсовета Дмитрий Зубаиров. Сельчане ему доверяют, он уже избран на второй срок. В его ведении 9 сел – центральное – Красный Яр с населением 2200 человек, самое маленькое Лавочное (село с 400-летней историей) – в 8 км от центра – в нем зарегистрировано 2 человека. По словам председателя сельсовета, основной упор в своей работе он делает на развитие культуры. В селе проживают русские, татары, башкиры, армяне – все живут дружно – о каких-то межнациональных трениях вообще никто слыхом не слыхивал.
1930 году в селе был организован колхоз. В 1931 - 1932 годах начался интенсивный рост колхоза. Первую автомашину (полуторку) колхоз получил в 1935 году. Первый колёсный трактор - в 1937- м. Основным направлением хозяйства было производство зерна, работала бригада овощеводов и бригада рыбаков. В 1957 году колхоз приобрёл движок, в домах сельчан появился электрический свет. В 1965 году в селе был проведён водопровод, жители получили хорошую питьевую воду. В 1964 - 1965 годах на территории сельсовета стали искать нефть. Были открыты большие запасы чёрного золота, и вокруг села выросло 13 нефтяных вышек и зажглись факелы. В 1966 году была построена шоссейная дорога до города Уфы. В 1963 году колхоз имени Фрунзе вошёл в состав овоще-молочного совхоза «Уфимский».
Это здание бывшего совхоза – сейчас здесь располагается сельсовет и почта. Все что есть в селе, в основном пострено 30 лет назад в советское время: Дом культуры, школа, столовая... Совхоз «Чапаевский» занимался выращиванием овощей, зерновых культур, хорошо было развито молочное животноводство. С 1982 года совхоз рос и процветал: построены стройцех, пилорама, совхозная столовая, зерноток, автогараж (на 50 единиц грузовой техники), пекарня, промтоварный магазин, асфальтировались дороги, в село стал ходить рейсовый автобус. Строились жилые дома, которые распределялись между рабочими совхоза. По результатам соцсоревнований лучших работников премировали бесплатными санаторными путёвками и экскурсиями по городам СССР. В 2001 году совхоз был ликвидирован.
На главной из трех улиц села пустынно – даже в разгар дня редко кого можно встретить.
Сколько сейчас башкирских красноярцев? В 1765 году в селе насчитывалось 179 душ мужского пола, на момент реформы 1863 года - 639. В 1870-м в селе 200 дворов и 1386 человек, в 1895 году - 233 двора и 1590 человек. В переломном для России 1917 году проживало 1,8 тысячи человек, было 291 домохозяйство. Перепись 2010 года зафиксировала 1615 постоянных жителей, в том числе около трети - потомки дореволюционных жителей, то есть носителей фамилий, перечисленных в переписи 1917 года. В год 400-летия (2018) в Красном Яре проживало 1966 человек. Сейчас 2200 жителей – растет село!
Село вытянуто вдоль берега реки на 4 километра и состоит из трех улиц. Центр Красного Яра буквально нашпигован памятниками культуры и истории, вокруг прекрасные леса, клюквенные болота и еще несколько сел с 400-летней историей. По словам председателя сельсовета, эти места самые лучшие для развития внутреннего туризма. Работа по составлению туристического маршрута идет, но нужно финансирование.
В селе до революции были два полицейских урядника, священник, дьякон, псаломщик и два учителя. И самый главный представитель Россмийского государства, который управлял жизнью села - староста. Он избирался «миром» (сходом) на три года. У красноярцев был свой коммунизм. До установления советской государственности они платили налог в казну один раз в год. Причём за всех больных, немощных, бедных за счёт богатых, чтоб за красноярской общиной долгов не числилось.
В честь 40-летия советской власти в 1957 году между зданиями церкви и музея был установлен обелиск в память павших высотой 17,5 метра. На его открытии присутствовала дочь Чапаева Клавдия Васильевна. В 1959 году комсомольцы и учащиеся заложили парк и обустроили окружающую территорию.
В 1941 году колхоз получил хороший урожай, но мирная жизнь закончилась. Из села ушло на фронт 256 человек. Для фронта были отданы лучшие кони - 70 голов. Те, кто остался - женщины, старики и дети, работали самоотверженно. Даже часть урожая со своих приусадебных участков сдавали государству. Женщины всё тащили на своих плечах, растили детей, поддерживали стариков, приняли и выхаживали эвакуированных из блокадного Ленинграда. После окончания войны вернулись 136 фронтовиков, они активно включились в работу колхоза имени Фрунзе.
В селе Красный Яр находится русский историко-культурный центр
Красноярцы пронесли и сохранили материальную и духовную культуру своих предков через столетия, передавая ее от поколения к поколению. Люди - главное богатство села. В Красном Яре всегда жили, творили и достойных детей растили. И сегодня живут, и гордятся тем, что родом из Красного Яра.
В Русском культурном центре нас встречает коренной житель села Алена Шамсутдинова. Она считает свою родину самым лучшим местом на земле и никуда уезжать отсюда не собирается.
Русский культурный центр работает в селе Красный Яр в рамках республиканской национальной политики с 2003 года и является филиалом республиканского Дома дружбы народов. Основу Русского историко-культурного центра составляют сохранившиеся в первозданном виде здания и постройки второй полвины XIX века, архитектурно представляющие собой улицу удельного села. Центральное место занимает музей 25-й Чапаевской дивизии. В музее собрана коллекция предметов быта и этнография русских удельных крестьян. По заключению специалистов Уфимского научного центра РАН, это собрание является уникальным. Тут же находится церковь. Все эти ценности не только материальны, но и духовны. Центр посещают и иностранцы. Старинные обрядовые русские песни, ежегодные праздники Широкой Масленицы и Троицы, Республиканский фольклорный праздник, а также великолепная природа создают ту особую ауру, которая отличает Красный Яр от других сёл и деревень.
Открытие выставочной экспозиции «Русские в Башкортостане» в ИКЦ «Красный Яр» стало ярким событием в культурной жизни района и села. Для создания данной экспозиции в архивах республики и района была проведена масштабная работа, в которой приняли участие сотрудники Национального музея РБ, ИКЦ и сами жители, в том числе местный ветеран музейного дела Людмила Дударева. На выставке представлены материалы, отражающие историю заселения русскими Башкортостана, вклад русских уроженцев республики в историю и культуру России. Также на выставке можно увидеть материалы о выдающихся людях, прославивших Россию и республику. Отдельный стенд посвящен истории села Красный Яр, знаменитым землякам, труженикам и семейным династиям.
Все семьи в Красном Яре даже при советской власти были многодетными.
Село славится двумя своими песенными коллективами "Ивушки" и "Кудринки". Саии жители Красного Яра играют на ложках, исполняют народные песни, частушки, а их театрализованное представление «Бабушкин сундучок» - гвоздь любой культурной программы.
Исследоватили отмечают, что у жителей села необычный протяжный русский говор. Также жители села исполняют русские песни, которых больше нет нигде. В 2019 году был издан сборник этих песен.
На базе историко-культурного центра сохраняется уникальная методика русских народных умельцев. В этом направлении работают педагоги студий «Кудесница» и «Клубочек» Татьяна Жерновкова и Ирина Иванова, руководитель кружка резьбы по дереву Марат Нисафутдинов. Все они вырастили не одно поколение умельцев, выполняя благородную миссию сохранения, возрождения, развития и пропаганды культурного наследия. Изделия, изготовленные детскими руками, имеют особую ценность. Куклы в русских костюмах, пасхальные яйца, фигурки зверей и птичек, вышитые бисером панно, лоскутные одеяла, кружева и вышивка, украшения и шкатулки, другие красивые вещицы приобщают к народной культуре.
В сельском музее хранится старинная одежда жителей села Крсный Яр.
Русская кухня - часть истории и культуры народа – об этом тоже заботятся в русском центре
В русской истории и культуре всегда занимала важное место русская кухня. Поражают изобилием столы, которые накрывают, встречая гостей, искусные красноярские кулинары. Каши и кашицы, щи, обрядовая пища, блины и пироги(особенно фирменный красноярский с луком), дары природы: грибы, рыба, лесные орехи, клюква и другие ягоды, напитки сбитень, квас, чай на травах, соленья и квашенья, курники - далеко не полный перечень того, чем потчуют в Красном Яре...
(Окончание следует)